Считаю, что практика предварительного голосования крайне полезна и важна, потому что только через такие открытые площадки, общение мы можем рассчитывать на то, что кандидат не является какой-то тайной за семью печатями

Андрей Воробьев, Губеранатор Московской области

"Инвесторы должны быть заинтересованы прийти в город"

27 марта Совет депутатов избрал временно исполняющим обязанности руководителя администрации Альберта Евгеньевича Колотовкина. С тех пор минуло 3 месяца, и мы попросили Альберта Евгеньевича рассказать – в каком состоянии досталось ему городское хозяйство и что удалось сделать за это время?
 
- Хозяйство, как и везде, достаточно сложное – все мы привыкли видеть Протвино цветущим, благоустроенным, но в последние годы этим вопросам не уделялось должного внимания. Проблем много, тем не менее, все они решаемые. А самое главное - я понимаю, как это сделать. Первая и основная проблема города – это дороги.
Можно сказать, что 80% дорог находятся в разбитом состоянии, поэтому руководство города - глава, руководитель администрации, все службы писали и говорили на всех уровнях о проблемах Протвино, то есть о дорогах. И область нас услышала: в этом году городу выделена беспрецедентная сумма на ремонт дорог – порядка 150 млн рублей.
Соответственно, все основные дороги Протвино будут отремонтированы. Мы пытались донести до жителей эту информацию через прессу и сайт администрации, но видим, что в полном объеме люди ее не получили. Поэтому я еще раз хотел бы назвать дороги общего пользования, которые стоят в плане ремонта на 2017 год – улицы Московская, Школьная, Гагарина. Это первый лот, который был выставлен на аукцион и который выиграло ЗАО «ДСО 1» из города Михнево.
Сейчас ЗАО «ДСО 1» меняет бордюр вдоль дорог и с 12 июля приступило к асфальтированию. Второй лот – это проспект Академика Сахарова, улица Ленина, проезд Архитектора Корина, Фестивальный проезд, улицы Дружбы и Мира, проезды Мальцева, Молодежный и Юности. Его выиграла организация из Домодедово «Дорстройсервис».
Эта организация 6 июля приехала в Протвино, и мы определили порядок и дорожную карту по асфальтированию основных дорог города. Тема асфальтирования дорог для нас принципиально важна, потому что городу Протвино до настоящего времени Правительство области не уделяло первостепенного внимания. Как правило, на первом месте стоял Серпухов, затем Чехов и уже только потом Протвино. Подрядчики всегда говорили – пока мы не сделаем в двух первых городах, в Протвино не придем.
На днях я составил и направил в Правительство области письмо, в котором постарался аргументированно убедить в необходимости финансирования дорог нашего города. Мои доводы были приняты и 6 июля в Протвино приехал подрядчик. В письме я напомнил, что запланированы очень 2 большие программы по асфальтированию – федеральная и областная, но при этом в Протвино на 1 июля не заасфальтировано ни одного квадратного метра! Это одна из самых больших проблем города. То есть городу нужна помощь и притом срочно!
 
- А при чем здесь Правительство Московской области?
 
- Именно область проводит конкурс, и она же выносит решение относительно подрядной организации. А подрядная организация, понимая значимость и знаковость городов, определяет – куда в первую очередь направить свои бригады.
 
Через несколько дней после отправки письма, в первых числах июля, мне позвонили из Главного управления дорожного хозяйства и, обстоятельно выяснив все подробности и причину изложенной в письме просьбы, заверили, что подрядная организация в первую очередь приедет в Протвино. На следующий день мне позвонил подрядчик, и мы договорились встретиться 6 числа. Я считаю, что нужно обязательно обращаться в Правительство области, причем зачастую даже настойчиво и требовательно, потому что люди уже устали жить среди разбитых дорог и всего остального, находящегося в аварийном состоянии.
Нам поступает очень много вопросов по поводу качества и контроля. Отвечаю.
 
В ежедневном режиме с фото- и видеофиксацией контроль за качеством работ осуществляет муниципальное автономное учреждение «Отдел капитального строительства» - «ОКС». Плюс ко всему по результатам асфальтирования теперь будут выполнены вырубки асфальтобетонного покрытия на определенной площади в соответствии с нормативом и направлены на экспертизу для определения качества асфальта и его толщины в ГБУ «Лабрадор». Эта организация даст заключение по качеству асфальта, его толщине, плотности и еще ряду показателей асфальтобетонной смеси. На местах же «ОКС» проверяет объемы, скрытые работы, фотографирует наличие щебня, бетона, количество бордюра, квадратные метры по асфальтобетону на каждой из улиц, чтобы было полное соответствие.
 
- Похоже, в Протвино впервые будет такая проверка качества…
 
- Это решение было принято после того, как в ряде муниципалитетов выявлялось несоответствие асфальтобетонной смеси и в том числе по уплотнению и площади. Так что теперь в ежедневном режиме представители администраций МАУ «ОКС» выходят на дороги и контролируют – как и что делает подрядчик.
К дорожному вопросу мы относимся очень серьезно, потому что понимаем – для жителей эта тема очень важна и принципиальна.
 
Следующий этап – асфальтирование дворов города, и он для нас тоже очень важен. К сожалению, есть некоторые проблемы по согласованию, потому что асфальтирование в каждом дворе должно согласовываться – это так называемое комплексное благоустройство дворов. Три двора мы уже вынесли на комплексное благоустройство – улица Ленина,24А, Лесной бульвар,1, 3, 5, 7, 9, Фестивальный проезд,1, 3, 5, 9.
Мы хотим дополнить список на комплексное благоустройство еще несколькими адресами – улица Ленина,33, 24Б и 24В, улица Победы,2А и 2Б, проспект Академика Сахарова,2.
Кроме того, есть небольшой нераспределенный остаток средств, на который очень бы хотелось заасфальтировать улицу Дружбы, если Министерство ЖКХ это разрешит.
К сожалению, не всегда звонок в Министерство благоприятствует хорошему диалогу, поэтому лучше всего ехать в Москву для личного общения, пусть это и займет целый день на фоне огромного количества задач и проблем, которые тоже ждут незамедлительного решения. К тому же очень тяжело собрать сотрудников для такой поездки – люди привыкли работать в спокойном, размеренном, удобном им режиме. Мол, не успел сегодня - сделаю завтра, не успел завтра – не беда, сделаю на следующей неделе, а если и тогда не получилось – сделаю в следующем месяце. А лето-то, как обычно, проходит с огромной скоростью, и каждому понятно, что оставлять вопросы по благоустройству на осень и зиму ни в коем случае нельзя. Вот почему первая и основная задача – асфальтирование дорог, а вторая задача – комплексная - асфальтирование дворовых территорий и их благоустройство.
 
Очень важный вопрос – благоустройство Лесного бульвара, откуда мы убрали металлический городок и должны вместо него в августе установить детскую площадку. В свете этого асфальтирование на Лесном бульваре уже должно быть закончено. Я очень надеюсь, что после установки детской площадки мы в следующем году начнем благоустройство всего Лесного бульвара.
 
В этом году мы там очень скромно высадили цветы – в работе участвовали общественные организации, а также депутат Московской областной Думы Андрей Голубев. Когда мы разговаривали с коммерческими структурами и предпринимателями, один из них, генеральный директор ООО «Техно Лайн» Александр Рохман, попросил - и я его в этом поддерживаю - возобновить традицию закреплять за конкретными коммерческими структурами клумбы и устроить конкурс. Думаю, в следующем году мы все это сделаем.
Пусть даже откликнутся 3-4 предпринимателя – я не сомневаюсь, что в будущем к ним присоединятся другие.
 
Кстати, новый собственник ТЦ «Здоровья» сказал, что готов ухаживать за клумбой перед своим зданием и высаживать там красивые цветы. А я предложил ему комплексно благоустроить территорию вокруг «Здоровья», в том числе, например, убрать американские клены, которые растут там из пеньков. В Белоруссии, между прочим, эти 4 деревья запрещены – там их считают сорняком. Его спиливаешь, а он начинает расти во все стороны этакими палками и не несет людям никакой эстетической радости.
 
- Разве не у этого клена листья краснеют осенью?
 
- Нет. Листья краснеют у канадского клёна, вот он - красивый. А клён американский – это дерево с семенами-вертолётиками, как их еще называют в народе.
 
Я рассказал о первой части нашей работы. Что касается второй части – мне очень не нравилась работа нашего МУП «УЖКХ», и было принято решение об увольнении директора предприятия. Сейчас мы подбираем нового руководителя. Мы уже неоднократно встречались со старшими по домам – они давали свои замечания и предложения. Думаю, что в течение июля мы найдем профессионала, знающего и понимающего в жилищно-коммунальном хозяйстве и управлении компанией, и начнем выходить из сложной ситуации, в которую попал наш МУП.
 
- Можете рассказать подробнее – что конкретно Вам не нравилось в работе МУПа и из чего его нужно вытаскивать?
 
- За последние 3 года работы МУП набрал очень большое количество долгов перед энергоснабжающей организацией – АО «ПРОТЭП».
В связи с этим «ПРОТЭП» не может в полном объеме исполнять свои обязательства по оплате за газ. Когда мы анализировали ситуацию в целом, там был такой момент, как нарекания в адрес жителей – мол, это они не платят.
 
Но когда мы просмотрели общую систему платежей, то поняли, что население города оплачивает жилищно-коммунальные услуги в объеме 95%. Это хороший показатель, а в процентном отношении деньги за энергоресурсы, то есть 95%, не уходило. МУП в связи с тем, что он был большим, с огромным количеством административно- управленческого аппарата, пользовался деньгами энергоснабжающей организации. Еще 2 года назад мы говорили по поводу оптимизации МУПа и сокращения расходов на его аппарат, но, к сожалению, этого не произошло. На последних совещаниях мы не раз указывали на огромное количество долгов, о которых говорил «ПРОТЭП», и когда на балансовой комиссии в Администрации мы подводили итоги работы за 2016 год по критериям оценки, а у нас есть методика оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий, МУП «УЖКХ» получил неудовлетворительную оценку. Это и послужило окончательной причиной увольнения директора предприятия с занимаемой должности.
 
Сейчас есть проблемы – мы пожинаем плоды некачественного управления, и одна из тем, как уже известно жителям – появление в платежных квитанциях 80 рублей за обслуживание внутриквартирного газового оборудования. В целом же ситуация такова: в соответствии с законодательством нам было рекомендовано разъяснить жителям и обеспечить обслуживание внутриквартирного газового оборудования – у нас были рекомендательные письма из Правительства Московской области, Жилищной инспекции, а также решение внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области при губернаторе Московской области. То есть эти вопросы рассматривались в связи с тем, что в различных городах России происходят взрывы бытового газа, и в нашу администрацию обращались компании для того, чтобы на форуме «Управдом» разъяснить позицию и предложить свои услуги.
 
В конце марта на форуме «Управдом» одна из компаний, насколько я помню, «Серпрегионстрой», выступила с разъяснениями – что и как должно быть по законодательству. Мы говорим всем, кто приходит в администрацию – для того, чтобы начать работу в городе Протвино, чтобы делать определенные движения, необходимо, это первое и основное, разъяснить гражданам – что и как мы собираемся делать.
Мы должны также разъяснять это на сайте администрации, страницах газет, информационных стендах, которые расположены около домов. Однако по непонятным для нас причинам такого разъяснения жителям сделано не было, и соответственно, мы получили то, что получили. Когда мы затребовали все документы «Серпрегионстроя», то получили ответ – все документы были предоставлены в МУП, но МУП не разместил эти документы во всеобщем доступе.
 
Я запросил все необходимые документы, которые есть в «УЖКХ», в том числе – кто и как принял решение платить 80 рублей.
Жители понимают, что обслуживать внутриквартирное газовое оборудование необходимо, вот только всем непонятно – почему это стоит именно 80 рублей, почему именно «Серпрегионстрой» и кто подписал документы? Уже второй месяц жители получают такую, что называется, головную боль.
Мне предстоит ответить на эти вопросы, и в следующем номере газеты я расскажу о результатах нашей беседы.
 
- В Пущино эта сумма составляет 39 рублей, в Павловском Посаде – 29 рублей.
- Часть жителей Протвино, понимая проблематику, оплачивает эти 80 рублей, но калькуляция должна быть на всё. Поэтому мы должны объяснить жителям города – почему в Пущино 39 рублей, а в Протвино – 80 рублей. - Но перейдем к другим проблемам. Одна из них, причем очень важная – это уборка территории. В части, касаемой мусора, МУП «УЖКХ» заключает договоры на вывоз ТБО сроком на 6 месяцев. Это отдельная тема, с которой мы сейчас будем разбираться.
 
Замечу, что 30 6 июня закончился договор с компанией «Август ЖКХ», и она ушла с рынка города Протвино. За несколько дней до окончания срока договора «Август ЖКХ», видимо, понимая, что уже не будет работать в Протвино, перестал обслуживать контейнерные площадки. Вот почему были такие перебои в обслуживании.
 
С 1 июля вывозом мусора на территории Протвино от многоквартирных жилых домов занимается компания «А.Г.Е.». Мое субъективное мнение – уход компании «Август ЖКХ» стал для Протвино положительным моментом, потому что у нас в городе должен быть порядок и не должно быть никаких чужих компаний. Все-таки именно мы должны управлять своим городом, а не чужие люди – нами.
 
Существует проблема по мусору в плане полигонов ТБО – у нас были проблемы с вывозом мусора не от того, что сломались машины, а потому, что полигон «Лесная» не принимал мусор Протвино и еще некоторых городов. Сейчас ряд полигонов в Московской области будут закрывать. Насколько мне известно, до 1 сентября должен быть закрыт полигон «Кулаковский» в Чеховском районе. Как все будет происходить в дальнейшем, пока никто не понимает, но мы очень надеемся, что у мусоровывозящей компании все-таки будут возможности по утилизации мусора или в Московской области, или в Калужской, куда иногда вывозят мусор. В общем, на сегодняшний день вопросы по вывозу мусора стабилизировались, и мы надеемся, что компания «А.Г.Е.» будет отрабатывать тот контракт, который с нею заключили на полгода.
 
Еще один очень важный вопрос касается благоустройства и озеленения территорий. С моей точки зрения, было принято неправильное решение, а именно - по вынесению этого вопроса на конкурс. А ведь мы не просто так создавали МБУ «КВАР»! Это предприятие должно и обслуживать дороги, и заниматься уборкой общегородских территорий. Но решение было принято, соответственно, конкурс на уборку и благоустройство состоялся в марте-апреле, и выиграла его серпуховская компания «СССР», которая сейчас занимается уборкой части территорий Протвино. Придорожные территории и дороги остаются за «КВАРом», придомовые - за «УЖКХ», и лишь общественные - за «СССР». Отсюда возникает проблема – чья территория и кто отвечает за уборку и окос.
 
Я планирую на следующий год подготовить муниципальное задание для нашего бюджетного учреждения, чтобы и я, как руководитель, и жители города знали – с кого спрашивать за благоустройство и уборку территорий, плюс было четкое разграничение территорий. Еще одна очень важная тема – это ремонт подъездов.
 
По программе в 2017 году в городском округе Протвино должны быть 7 отремонтированы 93 подъезда. Деньги на это поступают из бюджета Московской области (45,1%), муниципального бюджета (2,4%), средств управляющей компании (47,5%) и софинансирование граждан (5%). Эта программа сейчас набирает обороты – в городе уже отремонтированы первые 6 подъездов. Причем в обязательном порядке ремонт подъездов нужно согласовывать с жителями вплоть до цвета стен, приемку проводят старшие по домам или совет дома.
 
Затем «УЖКХ» обращается в Жилищную инспекцию, которая в свою очередь проводит приемку. Только после этого подрядчику перечисляют оплату. - А разве жители не участвуют в оплате ремонта своего подъезда? - Если жители не приняли решение о софинансировании, дом все равно остается в программе ремонта. Кстати, я нашел еще один минус в работе «УЖКХ» по ремонту подъездов, и сегодня на планерке министр ЖКХ это подтвердил. Оказывается, эта программа планировалась для капитализации, улучшения жизни и работы управляющих компаний. Планировалось также, что 90% подъездов, а в некоторых муниципалитетах и 100%, управляющая компания отремонтирует своими силами качественно, грамотно и в срок. Но наша управляющая компания почему-то решила, что у нее нет сил и средств ремонтировать подъезды, и поэтому подготовила материалы и объявила конкурс.
 
- Выходит, там работает только управляющий аппарат, а рабочих рук нет?
 
- Выходит, так. Управляющая компания нам сказала – у нас очень мало квалифицированных рабочих рук, и они будут задействованы в текущем ремонте, который запланирован на 2017 год. Услышав это, я поинтересовался – а что мешало «УЖКХ» заключить трудовые договора с хорошими штукатурами, малярами? Ответа так и не получил. Решение тогда было принято, но повторю – с моей точки зрения, неправильное.
Так что 21 подъезд сейчас частично ремонтирует управляющая компания, частично – нанятые ею подрядные организации, и еще 72 подъезда выставлены на конкурс.
И опять получается, что город будет мучиться, потому что придет чужая непонятная подрядная организация, и мы опять потом будем говорить, что она не справляется, делает некачественно, а винить можно будет только самих себя, потому что мы не взяли на себя ответственность. Все это – отголоски прежнего руководства, которое должно было сделать все по уму еще в начале года.
Кстати, эта тема началась еще в конце прошлого года – сформировался перечень подъездов, и с начала года мы уже должны были сделать ремонт. Некоторые муниципалитеты к этому времени уже выполнили ремонт подъездов 8 на 30-40%. А мы сейчас можем только разводить руками. В следующем году мы эту ситуацию исправим. В
общем, вот такая картина складывается в нашем городе в жилищно-коммунальном хозяйстве. Что касается МУП «УЖКХ», то я уже ищу профессионального директора, знающего и понимающего, который перестроит работу предприятия, и веду переговоры с несколькими людьми. Во-первых, человек должен работать в сфере ЖКХ как минимум 10 лет, чтобы нам не приходилось объяснять ему законодательство, а он его знал, как говорится, от и до. А еще – чтобы он, зная тему ЖКХ и используя административный ресурс администрации, перестроил работу управляющей компании.
 
Кроме того, по линии ЖКХ нам необходимо уменьшить долги, выстроить качественно работу «УЖКХ» и разобраться – целесообразны ли 2 ЖЭУ вместо 5 существовавших – жители жалуются по этому поводу. Слесарям и сантехникам стало проблематично перемещаться в другую часть города, потому что там нет ЖЭУ и обратиться некуда.
 
Есть еще очень сложные вопросы образования, допобразования, культуры, которые из года в год переходят по наследству, потому что денег в муниципальном бюджете очень мало и на всех не хватает. Возвращаясь к вопросу об объединении 3 школ: художественной, музыкальной и школы искусств «Камертон» в единое учреждение – детскую школу искусств, хочу констатировать следующий факт.
 
При их объединении практически ничего не выиграли, потому что не произошло ни сокращения штатов, ни уменьшения занимаемых площадей. Тут, как минимум, должно быть следующее – если мы объединяем 3 предприятия в одно – должны быть уволены 2 директора и 2 главных бухгалтера, плюс должен сократиться хозяйственный аппарат. В общем, в нашем случае этого не сделали. В городском бюджете, который обязан полностью финансировать сферу культуры, нет таких средств, поэтому процесс оптимизации все равно будет.
 
Основной аргумент и основная тема оптимизации была в том, чтобы расположить «Камертон» на площадях музыкальной школы, а помещение, прежде им занимаемое, а с ним соответственно охрана, обслуживание, коммунальные платежи и другие затраты должны были уйти. Мы посчитали, что не можем сейчас весь «Камертон» разместить на свободных площадях музыкальной школы – он просто туда не поместится и порядка 30% все равно останется в прежнем здании.
 
Сейчас принципиальная позиция такова. Мы разговаривали с представителями «Камертона» по поводу расширения предоставления платных услуг и получили согласие, теперь будем разговаривать об этом с представителями музыкальной и художественной школ. 
 
- А если эти 3 учреждения снова разъединить, и пусть они получая свое финансирование, живут по средствам?
 
- При том, что муниципалитет обязан всех обеспечивать, нормативы у нас очень сильно превышены. Мы ищем решение вопроса, и уже есть несколько вариантов. Но все возможные варианты мы обязательно обсудим в коллективах. Напомню, что сейчас с каждым из директоров социальной сферы будут заключены эффективные контракты. Такие контракты, между прочим, на срок до 5 лет, мы перезаключаем со всеми директорами учреждений культуры и спорта, то есть бессрочных договоров больше не будет. Если школа находится в зеленой зоне, то есть в лучших топах, то мы имеем право заключить договор с директором на 5 лет. Если школа в желтой зоне – то на 2 года, чтобы директор исправил необходимые показатели. - А если школа находится в красной зоне? - Тогда даем время на исправление, либо, в связи с тем, что директор не исполняет эффективно контракт, договор с ним будет расторгнут. К счастью, таких учреждений в городе нет.
 
- Это касается только культуры, спорта, образования и допобразования?
 
- Да. Мы делаем дополнительные соглашения к существующим договорам. Это важная тема, потому что сейчас директор должен отвечать за результаты труда своего коллектива и своих подчиненных.
 
- Что бы Вы сказали о состоянии администрации на сегодняшний день? Сложилась ли здесь команда?
 
- Мы начали планировать и принципиально менять работу администрации на следующий год. Коллектив администрации сейчас работает в очень напряженном режиме. Что касается команды, то на сегодняшний день ее в администрации нет. Когда я пришел, то сразу сказал своим подчиненным, что 30% администрации работает качественно и грамотно, 50% - может работать качественно и грамотно, но по определенным обстоятельствам расслабились в связи с отсутствием требовательности, жестких и четких руководящих решений, указаний. А 20% администрации, к сожалению, уже не сможет работать качественно и грамотно и с ними мы будем прощаться. Сейчас я всем даю возможность перестроиться и показываю, что нужно работать с другой интенсивностью, ведь от области поступает огромнейшее количество задач, которые мы должны решить в кротчайшие сроки.
 
- Какой срок Вы определили тем, кто должен перестроиться?
 
- Срок – это показатель эффективности работы муниципалитета, а определяется этот показатель 1 раз в квартал. Так вот, если мы по 10 показателям эффективности по конкретному направлению находимся в зеленой зоне или в желтой, то специалисты справляются с поставленными задачами. Если специалист не перестраивается, или мы понимаем, что есть проблема, тогда общими усилиями пытаемся ее решить и даем человеку еще один шанс. Например, по работе у специалиста есть долги. Если он их не закрывает, то предварительно ему выносят замечание и уменьшают единовременное денежное поощрение, то есть премию, которая дается за качественную и эффективную работу. Дальше – взыскание, замечание, выговор. То есть сотрудник администрации должен понимать – если не сделал работу сегодня и надеется сделать завтра, послезавтра и так далее, то такого у него не получится. Так что я предупредил всех – если в декабре нас определят в красную зону, а мы в июне-июле это не исправили и не обозначили эту тему как нерешаемую, то, извините, в декабре все вы будете отвечать. То есть срок определен как квартал, но основной срок – это, конечно, итоги года. Но я отслеживаю каждый квартал и не дам ни полгода, ни года. - Справедливо. - То есть я даю шанс сотруднику, который не выполнил работу, исправиться. Он должен мне доказать, что это сделать было невозможно. Но, с другой стороны - почему невозможно, если 90% муниципалитетов это сделали, а Протвино - нет? Докажите, почему мы этого не сделали и предприняли всё, чтобы сделать. Вот принципиально важный для нас момент.
 
- Какие задачи на сегодняшний день стоят у Вас в приоритете?
- По линии ЖКХ 3 главные задачи, стоящие перед «УЖКХ»:
первая – асфальтирование, вторая – благоустройство дворов, третья – ремонт подъездов.
В благоустройство дворов мы вносим еще и формирование парковочного пространства, что для Протвино очень важно. По линии образования – еще улучшить качество хорошего образования Протвино. Те наши школы, которые находятся в желтой зоне, поднять до уровня зеленой зоны. Принципиально решить вопросы по дополнительному образованию, то есть выстроить такую систему, чтобы допобразование, которым всегда славился город, не тянуло вниз муниципальный бюджет, а чтобы мы уже все-таки перешли на рельсы самоокупаемости. Продолжать развитие спорта в Протвино, потому что наш город – спортивный и зеленый.
 
Есть еще вопросы по теме культурного наследия, их мы тоже обсуждаем – Рубеж обороны, развитие музеев в городе. В частности, обсуждаем возможность создания музея в Институте физики высоких энергий и расширении музеев в школах Протвино. Еще один приоритет – инвесторы должны быть заинтересованы прийти в город, потому что без открытия новых рабочих мест, без того, чтобы молодежь, окончив вузы, оставалась в родном городе, перспектив у Протвино нет.
 
- А намётки есть?
 
- Есть, и в следующий раз об этом мы поговорим.